Если хорошенько покопаться в истории современных систем связи, то можно прекрасно заметить такую интересную тенденцию – оказывается в мире технологий идёт борьба не только внутривидовая (ну это когда один вариант нового изобретения вытесняется более новой его модификацией, или даже новым, более функциональным типом), а и происходит жесточайшая битва между самими видами. Например, ещё сто лет назад самой главной и удовлетворяющей все тогдашние технические потребности общества системой связи в мире являлся телеграф, и мало кто представлял, что наступит время, когда принцип, заложенный в некогда прогрессивном изобретении устареет настолько, что его придётся заменить чем-то другим. Но тогда на смену телеграфу внезапно пришёл телефон, причём он утвердился настолько быстро и широко, что сам принцип телеграфии даже не стали усовершенствовать. Но вот прошло ещё немного по историческим меркам времени, и теперь уже вытесняется сам телефон. Причём вытесняется активно и практически на всех фронтах. Что же это за хищник такой, бросивший вызов самому Величеству Телефону?
А новый гегемон всего семейства систем связи называется просто – это IP-телефония. Расцвет этой новейшей системы, которая обеспечивает мгновенную передачу речевого или другого звукового сигнала исключительно по сети интернет, начался сразу же после того, как максимальная скорость интернета наконец достигла того значения, которое позволило передавать человеческую речь в универсальном режиме реального времени путём использования современной и достаточно сложной технологии сжатия данных. Ну а когда скорость интернета перешагнула этот рубеж и даже существенно превзошла его, вот тогда рынок IP-телефонии и начал свой бурный рост, позволивший ему составить очень серьёзную конкуренцию традиционному телефону. И всё это обусловлено несколькими очень существенными преимуществами, характерными для IP-телефонии как для совершенно новой системы, которая ещё недавно казалась чистой фантастикой.
В сравнении с традиционными, обычными телефонными сетями, современная IP-телефония гораздо более выгодна, так как помимо всех своих революционных качеств предоставляется всем пользователям условно бесплатно в виде стандартного пакета услуг от разных интернет-провайдеров. Одним из главных достоинств IP-телефонии в промышленном масштабе является возможность создания внутренней телефонной сети в офисах (так называемая «корпоративная телефонная сеть»), и это стало возможным только за счёт передачи по широкому высокоскоростному каналу связи одновременно нескольких звонков.
Также большую пользу приносит и предельно удобная возможность полного контроля параметров всех сделанных звонков, таких как время, продолжительность или вызываемый номер. Эта возможность существенно ограничена в традиционных телефонных сетях из-за целого ряда формальностей, которые не применимы к IP-телефонии в принципе. Конечно же, самые первые технологии IP-телефонии, предназначенные для коммерческого использования были технически очень несовершенны, в связи с чем задержки сигналов и искажения речи в те времена были для этих технологий явлением весьма частым и неудивительным. Однако сегодняшняя IP-телефония совершенно не уступает ни в чём традиционным телефонным сетям, а по подавляющему количеству параметров и превосходит их. Если говорить о задержках речи, то эти дефекты выражаются ныне в столь незначительных значениях, что пользователем практически не воспринимаются, так как составляют не более 250 миллисекунд – ничтожно мало, согласитесь. Да и алгоритмы стандартной работы телефонных серверов улучшаются довольно быстрыми темпами. В общем с полным удовлетворением можно констатировать тот факт, что индустрия IP-телефонии развивается по всем возможным направлениям достаточно активными темпами, и поэтому прекрасно видно, что эта новая технология является самым закономерным и весьма перспективным шагом в будущее всей телефонии как единой глобальной системы.